Капитан Флинт (kapitan_flint1) wrote,
Капитан Флинт
kapitan_flint1

Иллюзия выбора

Оригинал взят у rezites в Иллюзия выбора

размышления, матрица, google, поисковики, реклама
Не задумывались ли вы над тем, есть ли свобода в интернете? Не анонимность, подчеркну, а именно свобода. Свобода выбора, к примеру. На первый взгляд, виртуальная паутина содержит миллионы терабайт информации, которую вы можете как читать, так и не читать...

То есть делать выбор между тем, что вам нравится, а что нет.

По крайней мере так было раньше. Что же изменилось, спросите вы? Многое, отвечу я.

Вспомним наше детство в интернете.

Никакой рекламы, никаких поисковиков. Ничего вообще, только информация.

Мы нередко спрашивали знакомых и друзей:
- эй, друг, посоветуй хороший сайт с литературой или кинообзорами.
Или:
- я хотел(а) сделать себе коррекцию веса. Не знаешь сайт какой-нибудь хорошей клиники?

Так было раньше. Сегодня нам достаточно зайти в поисковик и забить что-то вроде "убрать живот хирургическим путем" - и мы сразу же увидим огромную ленту сайтов-клиник, готовых предоставить вам эту услугу. Аналогично и с книгой: нам достаточно лишь загуглить её название. Вроде бы всё нормально - поиск информации упростили, сделали его удобнее. Но ведь на этом прогресс не остановился. Современные поисковики сохраняют все ваши запросы и адаптируют свою ленту персонально под вас. Проще говоря, если вы, предположим, атеист, то по запросу "есть ли бог" тот же google выдаст вам совсем иной результат, нежели выдаст его верующему.

Вам он покажет ссылки на какие-нибудь атеистические форумы или книжки Ричарда Докинза, а верующего, напротив, направит на статью о пяти доказательств бытия бога от Фомы Аквинского в Википедии. Гугл как бы формирует для вас "персональную реальность", где вы всегда правы и всем довольны.

Тем же занимается реклама. Если вы читаете книги в интернете, то, скорее всего, на баннере какого-нибудь сайта, который в общем-то не имеет отношения к литературе, в правом (или левом, если статистика ваших посещений баннеров с левой стороны сайта больше) будет красоваться реклама книжного сайта "OZON" или "Google play книги"; если вы любите смотреть порнушку, то сайты будут показывать вам чаще "супер методики по увеличению члена на... см", чем рекламу какого-нибудь кафе. Но если вы, допустим, балуетесь модным "check in-ом" и часто делаете это в кафетериях вашего родного города, то наиболее вероятно, что зайдя на сайт с музыкой, вы увидите рекламу ближайшего к вам заведения, где можно неплохо перекусить. Стоит отметить, что "кухня" этого заведения, скорее всего, будет соответствовать вашим вкусам. То же касается шлюх.

Кажется, будто бы все это сделано для нашего комфорта. Но задумайтесь: какое-то всевидящее око знает все о ваших потребностях и формирует как бы отдельный мир для каждого своего пользователя. Получается, что ваш "независимый выбор" того, что читать, где есть и куда сходить вечером - по сути фикция! Иллюзия выбора, не более. Это касается даже ваших друзей на сайте vk.com. Обратите внимание, что VK фильтрует ленту, выставляя на первое место в вашем френдлисте только тех, с кем вы поддерживаете тесное общение. Таким образом, ваша жизнь становится эдаким лабиринтом из интересов, которые обусловлены чередой предыдущих выборов.

Хорошо ли это? Думаю, нет.

Subscribe

promo kapitan_flint1 december 6, 2015 14:30 19
Buy for 20 tokens
Ночью у мыслей есть особенность срываться с поводка и гулять на свободе. © Стивен Кинг
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments